Учебно-методический комплекс и его компоненты
Учебно-методический комплекс (УМК) – это
совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления
образовательного процесса, обеспечивающих успех обучающихся в познавательной,
творческой, коммуникативной и других видах деятельности.
Учебно-методический комплекс следует рассматривать как систему,
части которой находятся во взаимосвязи.
Таким образом, УМК – это система, все компоненты которой образуют
единое целое и взаимодействуют для достижения цели образовательной программы.
Всю совокупность компонентов УМК можно разбить на четыре
составляющих:
1. Образовательную программу как ключевой документ,
на основе которого разрабатывается УМК.
2. Учебные и методические пособия для педагога и
обучающихся. Реализация
дополнительной образовательной программы невозможна без использования
раздаточного материала, дидактических, информационных и справочных материалов,
тематических методических пособий, конспектов занятий, научной, специальной и
методической литературы, задач и заданий, решаемых по образцу, задач и заданий
творческого характера, и т.п.
Все перечисленные материалы могут быть записаны:
·
на современных носителях информации (магнитные и лазерные диски,
видеоплёнки и т.п.;
·
на традиционных (печатные материалы).
3. Систему средств обучения. Данный компонент составляют
пособия, ориентированные на поддержку освоения содержания дополнительной
образовательной программы. Средства, предназначенные для поддержки изучения теоретического
материала, условно можно разбить традиционные и современные.
К традиционным относят печатные пособия – таблицы, плакаты,
картины, фотографии, а также раздаточный материал – дидактические карточки,
диафильмы, кинофильмы, звукозаписи.
К современным относят видеофильмы, мультимедийные материалы,
компьютерные программные средства.
4. Систему средств научной организации труда
педагога и обучающихся, можно представить в виде материалов по следующим
направлениям:
·
материалы по индивидуальному сопровождению развития обучающихся
(методика психолого-педагогической диагностики личности, памятки для детей и
родителей);
·
материалы по работе с детским коллективом (методики педагогической
диагностики коллектива, игровые методики, сценарии коллективных мероприятий и
дел).
Проектирование УМК – это трудоёмкое и творческое дело, которое
занимает довольно много времени.
На первом этапе разработки УМК педагог
анализирует конкретные задачи обучения, воспитания и развития обучающихся,
характер и объём информации, подлежащей усвоению, исходный уровень подготовки
обучающихся. Важно также проанализировать содержание учебного материала,
разделить его на логические порции (информационные компоненты) и обосновать
логику разработки для каждого компонента соответствующей методики.
На втором этапе педагог приступает к
разработке и созданию методических рекомендаций, подборке материалов по
индивидуальному сопровождению развития обучающихся, разработке анкет,
опросников, памяток для обучающихся и родителей, разработке сценариев массовых
мероприятий и дел, игровых методик.
На третьем этапе совершенствования и
развития УМК педагог создаёт учебные и методические пособия, пакет материалов,
обеспечивающих индивидуальную поддержку обучающемуся в освоении образовательной
программы, его социальном и профессиональном определении.
Каждый педагог вправе подойти к составлению УМК творчески,
разработать его содержание по своему усмотрению, в соответствии с уровнем
подготовки обучающихся и их образовательных потребностей.
УМК может быть разработан отдельным педагогом или коллективом
педагогов в зависимости от специфики структурного подразделения (студия, клуб)
и вида дополнительной образовательной программы. УМК предназначен для решения
полного круга задач, которые возникают в рамках образовательного процесса.